Yarsk.ru - красноярский интернет начинается здесь!


Температура воздуха в городе сейчас, в градусах цельсия. Температура воздуха в городе сейчас, в градусах цельсия.


05 октября, пятница 2007

Страсти по потребительской корзине

Всеволод Севостьянов, заместитель председателя комитета по экономической политике Законодательного Собрания Красноярского края. Фото: krasrab.comСреди разных прочих событий последней декады сентября не очень громко, хотя и заметно прошло обсуждение на сессии Законодательного Собрания Закона края "О потребительской корзине в Красноярском крае". К слову, в конце прошлого политического сезона комитет по экономической политике просто отверг предложенный вариант потребительской корзины как необоснованный.

К нынешнему рассмотрению кое-что подредактировали, кое-что увеличили, что-то дополнили расчётами, с некоторым скрипом приняли закон в первом чтении. Но вопросов осталось немало.

Потребительская корзина - не очень ясное для обывателя понятие. Да и сама по себе характеризует физиологические нормы потребления, имеющие весьма относительный характер. Например, крестьянин пашет сохой с лошадиным или воловьим тяглом. Затрачивает немалые физические усилия, требующие для восстановления определённое количество калорий. И нынешний механизатор на "Джон-Дире" тоже пашет, но энергетические затраты другие.

Но есть одна важнейшая деталь, делающая рассуждения о потребительской корзине весьма важным предметом социальной политики. В соответствии с потребительской корзиной формируется уровень прожиточного минимума, а он, в свою очередь, определяет объём бюджетных субсидий по поддержке малообеспеченного населения при пользовании жилищно-коммунальными услугами, затраты бюджета на организацию питания в школах и серьёзно сказывается на объёме социальных выплат.

Общий смысл социальной политики в этот "переходный" период заключается в том, что государство начиная с 1992 года последовательно отказывается от обязательств по формированию общественных фондов потребления (строительство бесплатного жилья, бесплатная медицина, образование, спортивная и кружковая работа, пионерские лагеря и оздоровительные путёвки и т. п.).

За потребляемые услуги предлагается платить всем, но малоимущим и недееспособным государство берётся оказывать социальную поддержку бюджетным финансированием. А вот статус малоимущего, бедного, недееспособного гражданина определяется тем, как его доходы, если они у него есть, соотносятся с установленным прожиточным минимумом. Что и определяет в целом объём социальных выплат - социальных расходов бюджета.

Чем большее количество граждан имеет доходы ниже прожиточного минимума, тем выше в стране бедность, решительно бороться с которой призвал президент страны. Но, с другой стороны, рост прожиточного минимума связан и с состоянием экономики страны. Помните тезис о постоянно растущих потребностях трудящихся. "По одёжке протягивают ножки". И суть, конечно, прежде всего в этом, а уж содержание корзины, что называется, второй вопрос.

Дискуссии по поводу содержания потребительской корзины носят более риторический характер; рядовым гражданам от этого ни холодно, ни жарко. Более того, та часть населения, для которой реальное содержание потребительской корзины и соответственно прожиточного минимума играет существенную роль, эта часть населения вряд ли будет следовать мудрым рекомендациям властей и специалистов из института питания РАН.

Ну, например, предлагаемая потребительская корзина рекомендует в сутки уменьшить потребление хлеба с 433 до 367 граммов, картофеля - с 303 до 258,6, но зато увеличить поедание фруктов с 46 граммов в сутки до 63.

Понятно, что результаты этих изысканий и рекомендаций можно волевым порядком применить в больницах, еще оставшихся детских домах, в армии и т. п. Но граждане, у которых не хватает денег на нормальную жизнь, будут брать то, что сытнее и дешевле. А те, у кого этих денег в избытке, известно что будут делать: "есть ананасы и жевать рябчиков".

Впрочем, для тех, кто анализирует социальное состояние общества и оценивает результаты деятельности властей предержащих, а также задаётся вопросом, "куда идём", сравнительные параметры потребительских корзин за разный период могут представлять интерес. Да и для всех остальных, кто озабочен своими перспективами.

В этом смысле определённую наглядность даёт сравнение предлагаемой сегодня потребительской корзины для трудоспособного населения и, как это тогда называлось, нормами расхода продуктов питания в домах для престарелых и инвалидов (взрослых), утверждёнными распоряжением Совета Министров СССР от 26 ноября 1970 г. N 2450р. Подчёркиваю, для престарелых и взрослых инвалидов, то есть тех, кто не "рубает" уголь, не работает "дружбой" на лесозаготовках, не водит автомобиль и т. д.

Так вот, для этой категории на сутки хлеба, изделий из муки и круп полагалось 360 граммов, а в предлагаемой потребительской корзине (для трудоспособного населения) - 367 граммов. Картофеля для престарелых - 300 граммов, в нынешней потребительской корзине трудоспособным по картофелю 258,6 грамма. Возьмём фрукты свежие, на которые в нынешней корзине сделан усиленный акцент, и это составит 63 грамма, а для престарелых этот показатель в 1970 году был 100 граммов.

Овощи и бахчевые в нынешней корзине для трудоспособных составляют 265,8 грамма в сутки, а для престарелых почти 40 лет тому назад этот показатель равнялся 300 граммам. Сахар и кондитерские изделия в пересчёте на сахар в нынешней корзине - 61,9 грамма в сутки на трудоспособного человека, а в 1970 году на гражданина, содержащегося в доме престарелых, только сахара было 55 граммов.

По существу безродным (раз уж в доме престарелых) старикам в 1970 году больше давали в сутки рыбы, масла почти столько же, молочных продуктов по сравнению с тем, что положено трудоспособному жителю края в 2007 году. А если сравнивать этих престарелых 1970 года с нынешними пенсионерами, то будет совсем грустная картина, поскольку нынешние пенсионеры, по расчётам предлагаемой потребительской корзины, получают хлебобулочных изделий на 22 процента меньше трудоспособного населения, мясопродуктов - меньше на 16 процентов, рыбопродуктов на 15 процентов, овощей меньше на 5 процентов, молокопродуктов - на 8 процентов, масла растительного, маргарина и других жиров - меньше на 22 процента.

То есть пенсионеры-2007 вчистую "проигрывают" благополучие проживающим в домах для престарелых в 1970 году. А ведь всё, что называется, по "научно обоснованным нормам".

Уже упоминалось, что основная парадигма взаимоотношений власти с потребителем (населением) заключается в снижении общественных фондов потребления и замене их социальной поддержкой необеспеченного и малодееспособного населения. К сожалению, из имеющихся данных вряд ли возможно обосновать, что мы добились за последние 40 лет положительных результатов в формировании потребительской корзины.

Методика расчёта потребительской корзины утверждается правительством РФ на основе разработок Института питания Российской академии наук. Состав потребительской корзины должен пересматриваться не реже чем один раз в пять лет (видимо, предполагается, что за такой период должны произойти изменения, повышающие благосостояние населения). Никто не запрещает менять состав потребительской корзины и каждый год, в том числе и любому региону, если в нём созревают благоприятные условия, уверенно растут доходы и населения, и бюджета, чтобы помочь малообеспеченным. И уж совершенно никто не обязывает регионы дублировать федеральные установки по потребительской корзине, нельзя только снижать показатели, а для творчества, в том числе и зонирования территории (север и юг - условия проживания разные) дорога открыта.

Красноярский край, кстати, создавал неоднократные прецеденты своей трактовки потребительской корзины. Так, во времена губернатора Александра Лебедя социальная норма жилья на одного человека была поднята до 22 квадратных метров против 18 в Российской Федерации. Тогда же социальная норма потребления электроэнергии была установлена в 120 кВт на человека, что также было выше, чем в среднем по России.

В представляемой в 2007 году потребительской корзине существенно завышены расходы, связанные с оказанием услуг жилищно-коммунальным комплексом. Короче, твори во благо населения, если у тебя есть для этого соответствующие финансовые ресурсы. Край же последние годы отличается устойчивой тенденцией к наращиванию бюджетных доходов, росту средней заработной платы и среднего уровня доходов населения. Казалось бы...

Но на самом деле всё не так просто. Скажем, новая потребительская корзина с учётом инфляционного процесса выросла на 7 процентов (без учёта инфляции примерно на 17 процентов), а доходы, причём по официальной статистике, реальные доходы населения выросли на 16 процентов. Проще всего предположить, что с реальными доходами - "тень на плетень". И рост доходов у тех, кто внизу социальной табели о рангах, не то что 16 процентов, а вообще - имеет ли место.

В этом случае рост потребительской корзины на 7 процентов (или на 5, или на 3) только увеличивает число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, и соответственно не снижает, а увеличивает число бедных. Полтора года тому назад данные регионального управления Федеральной службы статистики показывали, что число имеющих доходы 4000 рублей в месяц и менее составляет 25,5 процента населения края, а доходы от 7000 рублей в месяц и ниже охватывают более 1300 тысяч человек. За прошедшее время уровень прожиточного минимума подрос - составил 4137 рублей. И как он коррелирует с нынешними доходами?

Власть осторожничает. В первом-втором кварталах 2007 года цены на никель на Лондонских торгах составляли устойчиво более 40 тысяч долларов за тонну, а уже в августе упали до 26 тысяч. В этих условиях искусственно замедляется рост прожиточного минимума, поскольку при финансово неблагоприятных обстоятельствах его придётся снижать, что при нынешних стабфонде, запасе золотовалютных резервов, сумасшедших доходах олигархов и им подобных просто безнравственно, если не преступно.

Осторожность власти понятна. Тем не менее всё нуждается в сравнении, в том числе и по показателям прожиточного минимума и потребительской корзины.

В Сибирском федеральном округе край имеет самый высокий уровень заработной платы и самый высокий уровень доходов на душу населения. Чаще сопоставляют доходы и прожиточный минимум, но доходы оценить на самом деле непросто из-за "чёрной" зарплаты, "откатов", иных скрытых форм наживы. Да и проданный мешок картошки с личного огорода тоже не учтёшь. А зарплата официальная тоже не абсолютно точный, но фиксируемый показатель (у всех примерно ситуация одинакова). Так вот, у нас в крае на среднюю зарплату приходится 3,5 прожиточного минимума. И это отнюдь не лидирующий показатель по федеральному округу.

Придерживаем уровень потребительской корзины, придерживаем прожиточный минимум. И то, что потребление молока в стране, а речь идёт не только о бедных, - это в среднем, упало по сравнению с советским периодом почти в два раза, никакими научными аргументами оправдать нельзя. Это просто плохо. И это нужно поправлять. Изменится соотношение доходов населения и цен на молочную продукцию (а чего бы не изменить - ведь сегодня продажная цена молока в магазине чуть не 300 процентов от цены непосредственного производителя) - и потребление возрастёт.

Если же смотреть сегодня на наших призывников, то уж точно можно сделать вывод, что их потребительская корзина не формирует способности защищать Родину. Не у всех, конечно, но у значительной части. Интересно, требования к физическому состоянию будущих солдат считаются в Институте питания РАН? Или этими расчётами другие потом просто пренебрегают.

Можно руководствоваться разными критериями в оценке потребительской корзины и базироваться на различных социальных принципах государственного строительства. А можно и просто понимать: чем выше прожиточный минимум, тем больше обязательства власти по поддержке тех, чьи доходы до этого минимума не дотягивают. И это ведь речь не о населении вообще. Это касается тех, кто устойчиво находится в нижней части социальной лестницы. Наверное, к такой постановке вопроса можно предъявить различные претензии с точки зрения экономической политики нынешнего государства. Но с нравственной позиции - это очевидная задача власти в государстве, объявившем себя по Конституции социальным. Именно таких действий ждут от власти нуждающиеся в поддержке люди.

Красноярский рабочий




© 2000-2015 Информационный медиа-портал Yarsk.ru
При перепечатке и использовании материалов портала в любом виде, полная ссылка на ресурс Yarsk.ru с указанием интернет-адреса http://www.yarsk.ru обязательна. Администрация портала не несет ответственности за содержание рекламных материалов и информации, размещаемой посетителями.
Проект участвует в рейтингах: Rambler.ru, @MAIL.ru, Сталкер, Krasland.ru