Yarsk.ru - красноярский интернет начинается здесь!


Температура воздуха в городе сейчас, в градусах цельсия. Температура воздуха в городе сейчас, в градусах цельсия.

08.09.2015 10:58:01

Не потерять будущее

«Знания, полученные в детстве и юношестве, – самые крепкие, самые долгосрочные. Это фундамент, на который потом ложатся практические навыки и жизненный опыт. А на деле это у нас бездонная яма, в которую проваливаются время, деньги и надежды на будущее…

На обсуждениях качества общего среднего образования за последние годы сломано немало воображаемых копий. В прессе и обществе то и дело возникают дискуссии на эту тему, как только в очередной раз выясняется, что процент грамотных (в прямом смысле этого слова!) выпускников старших классов невысок. Молодые люди допускают в письменных работах чудовищное количество ошибок, не могут чётко выражать свои мысли вслух и совершать простейшие арифметические операции без помощи электронных устройств.

Руководитель красноярского регионального общественного движения в защиту интересов граждан «Наше право» Елена ШАМАХОВА считает, что при нынешнем положении дел 11 лет, которые ребёнок проводит в школе, можно смело назвать потерянными. 

– В этом году, по данным министерства образования Красноярского края, 25% наших выпускников не смогли на ЕГЭ по математике решить элементарное квадратное уравнение. Тотальный диктант и выпускные сочинения предоставили нам тексты по нескольку листов без единого знака препинания и заглавных букв. А количество орфографических ошибок в письменных работах просто не выдерживает никакой критики! 

– Не так давно портал Superjob провёл опрос, чтобы выяснить: как россияне оценивают уровень современной школьной подготовки? Результаты, мне кажется, довольно печальные: 63% респондентов считают, что школа не даёт достаточного количества полезных практических навыков и умений. И со знаниями на поверку выходит беда… 

– Именно так. Получается, что наше образование в его сегодняшнем виде просто крадёт 11 лет у детей. И заметьте, это те годы, когда ребёнок наиболее активно усваивает информацию. Знания, полученные в раннем возрасте, в детстве и юношестве, – самые крепкие, самые долгосрочные, это – базис, на который потом ложатся практические навыки и жизненный опыт.

А что на деле? На деле это, уж извините за резкость, не фундамент, а бездонная яма, в которую проваливаются время, деньги, надежды на будущее. Не получив в школе нужного объёма знаний, ребёнок не может поступить в высшее учебное заведение, продолжить своё образование. На помощь приходят репетиторы, активно открываются платные отделения в вузах, но что они могут дать, кроме «корочек», если программа высшей школы рассчитана на то, что выпускники имеют уже необходимый базовый уровень? 

Так что, думаю, я едва ли кого-то удивлю, назвав «школьные годы чудесные» потерянными годами. Причём не только для самих учеников, но и для страны в целом. 

Мы живём в век стремительного технического прогресса. Усложняются технологии, производства оснащаются сложнейшим оборудованием – а кто будет работать со всеми этими достижениями науки и техники? Специалистам просто неоткуда взяться – среднестатистический выпускник среднего учебного заведения не готов прочесть и осознать необходимой технической или научной литературы. Он плохо разбирается в цифрах, еще хуже – в языках, а уж отслеживание или построение логических связей для него и вовсе непосильная задача. Преподавание точных наук, языков у нас на таком уровне сейчас находятся, что только мизерное количество выпускников средней школы в силу личных интересов разбираются в физике, математике, способны «связать два слова» на том же английском языке. 

– И тут сами собой напрашиваются два вечных вопроса российской действительности: «Кто виноват?» и «Что делать?»…

– Меньше всего, я думаю, сейчас надо искать виноватых. А в первую очередь нужно понимать причины этой ситуации. И, на мой взгляд, основная причина – смещение педагогических приоритетов. Школа перестала учить, а стала «принудительно социализировать». Бесценное учительское время уходит на пресловутое «наведение порядка», укрепление дисциплины в классах, построение удобных преподавательскому составу иерархий в неформальных школьных группировках и коллективах учеников. Причём производятся эти манипуляции, уж простите, на уровне коммунальной кухни.

Родители, правда, тоже не остаются в долгу. Нередки случаи необоснованных жалоб на учителей-энтузиастов, проводящих просветительскую внеклассную работу, нападок на учителей по поводу якобы «неправильных оценок».

Ещё одна причина закономерно вытекает из ситуации в целом: уровень школьного образования напрямую зависит от уровня подготовки учителей, и здесь мы попадаем в замкнутый круг. Из школы в педагогические вузы приходят слабо подготовленные выпускники, там они получают тоже весьма своеобразный «багаж», ориентированный не на качественное преподавание, не на работающие методики и техники преподавания, а на некие абстрактные показатели успеваемости. Слабый в профессиональном плане учитель просто не способен дать детям нужные знания, не умеет правильно мотивировать учеников, организовывать учебный процесс так, чтобы каждая минута приносила реальную пользу. Педагоги постоянно жалуются на «дисциплинарный фактор»: ученики на уроках не внимательны, они не могут сосредоточиться, занимаются посторонними делами. А это закономерно: детям не интересно! 

Ситуация, сложившаяся в отечественном образовании сегодня, требует нового учителя. И это должен быть не просто учитель-предметник, дающий в рамках утверждённой программы некий набор знаний по своей специализации, а педагог который сможет пробудить или создать, а затем – сохранять и стимулировать у ребенка мотивацию к познания и развитию.

Формально учителя и сейчас понимают, что обучение должно идти неразрывно с развитием. Но мало понимать – надо уметь организовать процесс именно таким образом. Сегодня у нас есть большая проблема – школа не способна выявлять одаренных и мотивированных детей. Я уверена, что учитель должен не столько учить, «вкладывать» знания, сколько помогать учиться, поддерживать стремление детей к самостоятельному мышлению, к самообразованию.

Согласитесь, школа в нашем время перестаёт быть единственным авторитетом для детей. У неё появился серьёзный конкурент – это общедоступная информационная среда. Возможность получить из любого источника более полную, более разнообразную информацию. И это значительно повышает планку требований к учителю. Для того, чтобы в информационном поле за пределами школы и школьной программы для ребенка не оказалось более ценным что-то иное, отнюдь не полезное и не безопасное. 

И мне кажется, наступило время, когда уже остро необходимо пересматривать программы, отказываться от непродуктивных методик, уходить от ориентации на «показатели». Иначе нас ждёт очень незавидное будущее… 

Галина КОШКИНА




Прежде, чем принять участие в обсуждении материалов проекта, прочитайте, пожалуйста, ПРАВИЛА.



© 2000-2015 Информационный медиа-портал Yarsk.ru
При перепечатке и использовании материалов портала в любом виде, полная ссылка на ресурс Yarsk.ru с указанием интернет-адреса http://www.yarsk.ru обязательна. Администрация портала не несет ответственности за содержание рекламных материалов и информации, размещаемой посетителями.
Проект участвует в рейтингах: Rambler.ru, @MAIL.ru, Сталкер, Krasland.ru